Приход храма Покрова Божией Матери - Таинство святой Евхаристии
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Таинство святой Евхаристии

Что такое Причастие Тела и Крови Христовых? Почему оно необходимо для человека? Причастие – это тайна. Действительно, невоцерковленному человеку странно слышать: Тело и Кровь Христовы. Даже слушатели Христа изумлялись и многие от этих слов отошли от Него. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. … Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною. … С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 51 – 57; 66 – 68).
Но Христос на Тайной Вечере дав ученикам хлеб, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26), а затем Чашу с вином: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26, 28). Итак, хлеб и вино в Таинстве Евхаристии – это Тело и Кровь Христовы. Удивительная тайна, тайна непостижимая для человека. В Божественной литургии происходит, что-то подобное Воплощению Бога: Иисус Христос был Богочеловеком, то есть это был Бог и Человек притом, что ничто не смешивалось, человеческая природа Иисуса Христа была точно такой как наша. Как человек, в отличии от нас, Он не имел только греха, а вообще, был во всем подобен нам, ни внешне, ни по каким другим качествам Христос как человек не обличался от других людей. Он испытывал голод, он жаждал, он утомлялся и т. п.
Но как Божество и человечество соединилось во Христе – это для людей тайна. Четвертый Вселенский собор учил, что соединение Божественной и человеческих природ в Иисусе Христе произошло неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Обратите внимание все четыре слова с «не». Возникает вопрос «а как же»? А это тайна, в которую нам необходимо верить. Что-то подобное с хлебом и вином: Господь Сам соединяется с ними и они становятся его Телом и Кровью, но по своим качествам, хлеб остается хлебом, вино остается вином. Но в то же время – это Тело и Кровь Воскресшего Христа, то есть Бога Человека победившего смерть, и поэтому, принимая в себя эти необыкновенные хлеб и вино мы принимаем в себя залог вечной жизни, мы соединяемся с Богом и получаем духовные силы, духовную и даже физическую помощь. 
Выразить эту тайну святые отцы попытались посредством образов. Так, у многих отцов встречается образ раскаленного меча или сабли: когда железо нагревается, то оно становится единым с огнем таким образом, что можно жечь железом и резать огнем. Однако при этом ни огонь ни железо не теряют своих существенных свойств. Но к принятию этих Святых Таин надо достойно себя подготовит, так как мы в этом таинстве соединяемся со Христом, с Самим Богом, то необходимо должным образом подготовится к этой встречи «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 1, 29). 
О подготовке к Причастию взрослого человека

Первым и самим важным условием Причастия является вера человека, вера в то, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино становятся Телом и Кровию Христа. Что в этом Таинстве мы соединяемся со Христом, возрастаем в духовной жизни, получаем залог вечной жизни. Если христианин желает приступить к таинству Святого Причащения, то необходимо себя подготовить молитвой, постом, христиански смиренным поведением и настроением, а также исповедью. 
Желающий достойно причаститься Святых Христовых Тайн должен, по крайней мере, за 2-3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, по возможности посещать церковные богослужения. Почитать побольше Священное Писание, или другую духовную литературу. 
Перед днем Причащения надо постараться быть на вечерней службе, т.к. она тоже является составной подготовки к Причастию. 
Дома желательно прочесть каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Современному человеку часто бывает сложно выполнить именно это условие, молитвы на славянском языке не понятны только приходящему в Церковь. В духовной жизни необходима постепенность, поэтому можно прочитать эти каноны на протяжении дней подготовки к Причастию, тем самым эти дни пройдут в усиленной молитве, да и времени будет больше молится с сердцем и вниманием к тексту. Для воцерковляющегося человека достаточно будет прочитать (а точнее помолится) Последование ко Святому Причащению, разделив его на три дня поста. А с привыканием к славянскому языку можно будет постепенно увеличивать правило до тех размеров, которые рекомендует нам Святая Церковь. Хотя следует отметить, что это правило (с 3-мя канонами рекомендуется при редком причащении, при более частом, его можно согласовать с духовником). 
К духовному посту также относится стремление делать как можно больше добрых дел, воздержание от развлечений, для супругов – воздержание в брачном сожительстве. 
Необходимо также в дни поста, подготовительного к причастию, постараться проанализировать свою жизнь, посмотреть, какие видите в себе грехи, постараться в будущем не повторять их. Их нужно будет рассказать на исповеди (совершается на кануне или в сам день Причастия), а если сложно, то можно написать на листочке и дать затем священнику прочитать. 
С такой духовной подготовкой или духовным постом соединяется пост телесный, т.е. воздержание от скоромной пищи - мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте - и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность. 
Перед Причастием также нужно примирится со своими обидчиками, попросить прощения у тех, кого обидели мы, если нет возможности сделать это физически, то необходимо сделать, хотя бы мысленно. 
Чистота телесная и опрятность в одежде – это тоже необходимо при принятии Святых Христовых Таин, да и вообще посещении святого храма. Чистить зубы перед Причастием также можно и необходимо. 
В сам день Причастия необходимо прийти в храм натощак, до начала богослужения и оставаться до окончания, приступить к таинству Исповеди (если не исповедовались накануне). Если перед причастием необходимо принять лекарство, то это разрешено. 
К самой Чаше со Святыми тайнами Христовыми, приступать необходимо со сложенными крестообразно на груди руками, перекрестится необходимо заранее, а не около чаши, чтобы неосторожным движением руки не задеть её. Отступать от чаши также без поклонов, следуя к запивке, после неё можно совершить поясной поклон, благодаря Бога, за принятие Святых Таин. 
По окончании богослужения читаются благодарственные молитвы по Причащении, их также желательно выслушать (т.е. помолится) с вниманием и благодарением Господу. 
После принятия Святых Христовых Таин важно помнить, что мы приняли в себя Самого Христа, мы исповедовались перед этим, как бы приняв повторное крещение, а потому должны стремится удаляться от всего греховного и злого, всего противного Божией воле и конечно вновь и вновь желать соединится с Христом в Святом Таинстве Причащения. 
Если по причине болезни, или еще по каким либо житейским причинам, Вы не можете исполнить необходимых условий подготовки к таинству Причастия, обратитесь за советом к священнику, ведь Святая Церковь понимает немощь своих чад и ряде случаев предоставляет послабления в подготовке к Причастию. Но не в коем случае не лишайте себя этой святой Тайны, т.к. Христос говорит: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).
Как подготовить ребенка к причастию

Для детей от 1 до 3 лет никакой подготовки перед причастием нет, их можно даже кормить, но, конечно же, не в храме. В прочем если ребенок здоров и есть возможность уже после года или двух приносить его натощак, то это уже будет для ребенка подготовка к Причастию. 
Маленький ребенок может расплакаться на службе, что будет мешать молящимся, да и родителям с ребенком нелегко выстоять всю службу. Поэтому лучше узнать в храме, где вы собираетесь причащаться, к какому времени лучше прийти с ребенком. Это может касаться и детей старше 3-х лет. Детей к Храму нужно приучать постепенно, не принуждать отстаивать всю службу, так как в будущем это может произвести обратный эффект и ребенок вовсе не захочет идти в церковь. После 3-х лет ребенка нужно стараться приводить к причастию натощак, но до 7 лет, для ребенка не являются обязательными остальные требование подготовки к Причастию, то есть пост и молитвенное правило. Хотя к молитве ребенка необходимо учить, чем раньше, тем лучше, также и посту, но для ребенка физическим постом, к примеру, может быть воздержание от конфет. 
С 7 лет ребенка необходимо приводить на исповедь, к чему тоже ребенка нужно подготовить: рассказать о том, что в этом таинстве сам Господь прощает грехи. Конечно же, мы еще раньше учим детей анализировать, что хорошо, а что плохо, поэтому возраст исповеди может и уменьшатся, если ребенок понимает что это за Таинство, и дает отчет своим поступкам. Важно, чтобы ребенок не боялся этого Таинства, а поэтому нужно постараться предупредить священника, что у вашего ребенка первая исповедь. 
С 7 лет постепенно ребенка нужно приучать и к остальным требованием ко Причастию. 
Но важно помнить, что это внешняя подготовка к причастию, а важна еще и внутренняя. Надо стремиться самому любить храм, любить Бога и исполнять Его святые заповеди. Помнить, что мы в Таинстве Причастия встречаемся со Христом и должны стремится к этой встрече, радоваться ей, желать ее (как мы желаем встречи с любимым человеком) важно эту любовь привить и ребенку. А поэтому здесь необходима во всем постепенность и личный пример, иначе мы можем только отторгнуть ребенка от Церкви и Бога. Пройдет время и ребенок может «сорваться с цепи», и кто знает насколько мы потеряем его. Господь принимал детей и радовался им, не обременял их. Так должны и мы с постепенностью и любовь приводить детей ко Христу. Стремясь сами быть примером не просто формального исполнения церковных предписаний, но примером любви, понимания, отдаляясь сор, гнева и злости. Только с понимания сути Таинства, только с желанием и с любовью к нему, а значит и к Богу. Причастие будет приносить пользу для человека, будет врачеванием и духовных, и даже телесных недугов. И конечно необходима твердая вера в Бога и вера в Его любовь к Нам.


Назад к списку